Премия Рунета-2020
Калининград
+3°
Boom metrics
Политика6 марта 2008 7:34

«Главная выгода в том, что дорога будет»

В правительстве области уверены - строительство «Приморского кольца» пройдет без проволочек.
Руководитель Агентства по имуществу Калининградской области Анна Боград.

Руководитель Агентства по имуществу Калининградской области Анна Боград.

В российской истории «земельный вопрос» возникает регулярно и обычно в наиболее ответственные моменты. В калининградских масштабах сегодня таковым можно считать начавшееся строительство «Приморского кольца». Впрочем, в руководстве региона, кажется, отнюдь не склонны считать, что выкуп земельных участков под будущую супертрассу вообще имеет значение проблемы. После нашей публикации «Кому обеспечит процветание новая дорога» (еженедельник «КП» за 28 февраля, можно прочитать), в которой мы рассказали о ходе строительства, продолжить тему земельных отношений предложила руководитель Агентства по имуществу Калининградской области Анна БОГРАД.

Два варианта

- Анна Александровна, а какова последовательная процедура изъятия земли под строящуюся автомагистраль?

- Сначала, конечно же, определяется, на какие именно земельные участки накладывается направление трассы. После утверждения проекта правительство области имеет право своим постановлением изымать эти участки для государственных нужд. Постановление регистрируется в юстиции, и с этого момента считается, что участок идет на возможную продажу уже с обременением. То есть каждый потенциальный покупатель ставится в известность о том, что по этой земле пройдет дорога. Как правило, владельцы изымаемых участков загодя уведомляются о правительственном постановлении заказным письмом.

У собственника есть два варианта. Первый - согласиться с продажей своего участка. Второй - обменять его на равнозначный по стоимости. Обменный фонд составляют все земли области, находящиеся в государственной собственности. По достижении соглашения между владельцем земли и правительством области решение о выкупе или обмене участка принимается специальным постановлением и публикуется в прессе.

- И как идет процесс?

- Со многими собственниками земли необходимого соглашения уже удалось достигнуть. Но процедура замены или выкупа сама по себе достаточно долгая. Поэтому собственники сейчас нам пишут заявления в произвольной форме, подтверждая, что они не возражают, чтобы по их участку еще до завершения оформления сделки пошел каток. Таких заявлений у нас сейчас более чем достаточно для того, чтобы выполнить все намеченные на ближайшее время действия по строительству дороги. Точнее, наш генеральный подрядчик обеспечен работой на следующие полтора года.

Не согласен - в суд!

- А как быть с несогласными? Имеются таковые?

- Официального письменного уведомления о несогласии у меня нет ни одного, хотя не исключаю, что и такие собственники есть. Но подобные случаи также предусмотрены. Спустя год после принятия решения об изъятии участка, даже если его владелец не согласится на это, земля подлежит принудительному выкупу через суд. Это достаточно простая юридическая процедура, думаю, что больше чем полгода она не займет, даже с учетом времени на прохождение по всем инстанциям. Помня о форе в полтора года, о которой я уже говорила, времени у нас, для того чтобы утрясти все судебные дела, вполне хватает. А в том, что судебные процессы (если до них, конечно, вообще дело дойдет) будут выиграны, я полностью уверена.

- Такая уверенность, безусловно, на чем-то основана?

- Уверенность основана на том, что федеральным и областным земельным законодательством такая процедура прописана достаточно четко. Кроме того, не стоит забывать, что почти все участки, которые будут изыматься, - это земли сельскохозяйственного назначения. Наши специалисты вместе с дорожниками проехали по всей будущей трассе. И выяснилось, что обрабатывается весьма малая часть уходящих под дорогу участков. А федеральное законодательство предусматривает возможность изъятия земли, если она не используется по своему прямому назначению. Люди идут нам навстречу, причем стараются загодя договориться о замене или выкупе (это примерно поровну) своих участков.

Желающие могут рискнуть

- Я не нашел в газетах ни одного объявления о продаже земельных участков в Зеленоградском районе по предлагаемой правительством цене - 50 тысяч рублей за гектар. Как определяется стоимость земли, которая, говорят, там идет едва ли не на вес золота?

- Оценку участков производит независимая специализированная организация, которая составляет отчет для заказчика, в нашем случае - областного правительства. Вряд ли частной фирме имеет смысл действовать еще в чьих-то интересах, кроме собственных.

- А как будут реализовываться участки у будущей дороги, которые после выкупа по твердой цене или обмена станут собственностью государства? Скажем, если какой-то бизнесмен пожелает приобрести эту землю для строительства мотеля, автозаправочной станции или еще какого-нибудь объекта дорожной инфраструктуры?

- Для этого существует процедура публичного гласного аукциона. Впрочем, ведь и нынешним хозяевам участков никто не мешает оставить за собой землю вне пределов необходимого для трассы отвода (это очень узкая полоса), чтобы в дальнейшем использовать ее для собственных нужд. В том числе и под строительство. Коммерческий риск, конечно, присутствует, но не столь уж большой. Ведь если владельцам земли интересно, что планируют возводить в их районе, то они могут пойти к Татьяне Кондаковой, главе агентства по градостроению, которое разрабатывает Генеральный план развития нашей области. И Татьяна Лазаревна подробно расскажет каждому, что он может построить на своем участке в районе дороги, а что не может. Получив исчерпывающую информацию, собственник сам примет решение, обустраивать ему объект инфраструктуры или уходить с этой земли в принципе, продав свой участок или обменяв на другой.

Благоприятные тенденции

- Так, все-таки, принесет ли будущая дорога реальную выгоду владельцам уходящих под нее земель?

- Да почему собственник участка, по которому пройдет трасса, должен искать себе какую-то особую выгоду? Ведь если по его земле пройдет дорога, а он будет продолжать не обрабатывать свой участок, то все равно его лишится, только уже на ином основании. Так что придется выбрать один из двух вариантов, предлагаемых государством. Какой? На мой взгляд, все зависит от того, каким образом дорога затрагивает конкретный участок. Если захватывает лишь небольшую его часть, да еще где-то с краю, то владельцу вполне резонно продолжать на нем хозяйствовать. Если же, допустим, разрезает пополам, то, наверное, все же лучше землю продать или обменять.

Общественная же выгода заключается в том, что дорога будет. Все остальное для нас - это не выгода, а просто желание возместить людям их потери. Благоприятные для строительства «Приморского кольца» тенденции подтверждаются и настроениями местного населения. Дорогу эту очень многие ждут, и я приятно удивлена желанием как можно быстрее запустить на свои участки технику. Пока у меня просто не было физической возможности встретиться со всеми собственниками, чьи участки идут под 3-й пусковой комплекс (подъезд к Зеленоградску, протяженность - 4, 662 километра. - Ред.). Но я уверена, что и там сознательных граждан будет больше половины - тех, которые первыми придут к нам и предложат выкупить у них землю или совершить справедливый обмен.