Премия Рунета-2020
Калининград
+14°
Boom metrics
Звезды30 мая 2013 8:06

Евгений Марчелли: «Переехал в Ярославль и на цены в ресторанах не смотрю»

Бывший худрук Калининградского драмтеатра, завоевавший уже свою вторую «Золотую маску», дал «Комсомолке» откровенное интервью.
Марчелли уверяет, что обиды на Калининград не затаил, но признает, что в Ярославле ему работается  гораздо легче.

Марчелли уверяет, что обиды на Калининград не затаил, но признает, что в Ярославле ему работается гораздо легче.

В апреле бывший худрук Калининградского драмтеатра, а ныне – руководитель Ярославского театра Евгений Марчелли завоевал свою вторую «Золоту маску» (первую получил в 2006 году «за разнообразие творческих поисков в сезоне 2004-2005 года»). Главным призом национальной театральной премии отметили на этот раз его постановку «Без названия». Спектакль победил в номинации «Драма/Лучший спектакль большой формы». После этого последовала череда фестивалей, встреч и официальных приемов. Так что с Евгением Марчелли нам удалось только сейчас поговорить о престижной награде.

- Я надеялся, но совсем не ожидал такой награды, - говорит режиссер. – «Золотая маска» это же лотерея. Спектакли отбирает экспертный совет, они проходят серьезный и жесткий анализ. Потом многое зависит от вкусов жюри и от его состава. В этом году жюри возглавлял Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра. Менеджер номер один в театральном деле. Он независимый, свободный. Думаю, он и построил всю работу жюри, без ориентации на имена, на авторитеты.

«Маски» выставили в фойе

- Маску на стену в кабинет повесили?

- Маска в театре прямо в фойе, на подставочке. Рядом с ней – вторая маска, которую получил за лучшую роль Виталий Кищенко (тоже наш земляк, работал с Марчелли в Тильзит-театре и Калининградском облдрамтеатре - Ред.). Так что зрители гуляют по фойе, могут посмотреть, что получил театр.

- Кищенко говорил, что хочет свою маску в Советск, в Тильзит-театр переправить.

- Да. Когда в Советске будет куда переправить. Сейчас некуда даже поставить, пока театр ремонтируется.

- Что для вас главное в спектакле «Без названия»?

- Разве что энергия актеров. Так сложилось, что состав очень сильный.

- А название долго придумывали?

- Название это такая рекламная замануха. Не посмотрел – а уже интересно, что там и почему так. С другой стороны пьеса названия и не имеет, поскольку утерян титульный лист. Дальше эту пьесу все называют по-разному. Кто-то «Платонов», кто-то «Безотцовщина» - и именно под таким названием я ее ставил в Калининграде. Ну а теперь сразу решили – «Без названия».

«Зрители ходят даже на ночные спектакли»

- Когда вы пришли на место руководителя в Ярославль, что захотелось изменить в театре?

- Меня пригласил человек, который уже сделал в театре серьезную реформу. Это Борис Мездрич – один из самых известных директоров провинции. Меня позвал на свое место, а сам уехал в Новосибирск. Он сам сделал рутинную работу. Мне досталось творческая работа, чему и рад. Театр для меня это спектакли. Внутренняя жизнь театра организовывается плавно, это непростой процесс. А спектакль – результат творческого состояния труппы. Я стараюсь сделать репертуар интересным и разнообразным. Нет, у нас есть спектакли и для очень консервативной публики. Но есть и для молодежи. Есть ночной показ современной драмы – начинаем в 21.30 и заканчивается в полночь.

- Удается привлечь зрителя?

- Да, у нас очень высокие показатели посещаемости. Заполняемость зала 90 процентов. Мы даже перевыполняем план. У меня есть желание интересно жить, что-то придумывать новое. Это внутренняя установка-мировозрение. Много стимулирующих моментов в жизни. Люблю, например, кататься на горных лыжах. В Ярославле есть четыре горнолыжных спуска, я всю зиму там на горках провожу. Летишь на огромной скорости вниз – и очень здорово думать! Я так на ходу, на лету спектакли придумываю (смеется).

- Нравится жить в Ярославле?

- Уже да, уже очень. Нравится город, он намоленный, старинный, с изумительным центром, с Волгой, с набережной. Образ жизни тихий, мне очень комфортно. Хотя привыкал я трудно. Когда-то я учился в Ярославле в 1981 году. Это был совсем другой город: грязный, неухоженный, очень выпивающий... Пить, наверное меньше не стали, но это перестало быть таким заметным явлением. На улице не так много видно алкоголиков.

- А цены как, по сравнению с Калининградом?

- Я не отслеживаю это. Привычка. Даже в ресторан прихожу и смотрю не на правую колонку, а на левую, где названия блюд. Видимо, позволяет зарплата.

- Сколько же получаете?

- Театр Волкова – единственный федеральный театр в провинции, который подчиняется центральному министерству культуры. Зарплата у меня солидная. Гораздо выше, чем была в Калининграде. У нас и театру выделяют гораздо больше денег, и актеры получают гораздо больше. 31 тысяча – средняя зарплата актера. Это значит, кто-то получает 40-50 тысяч, кто-то 15 тысяч. Но меньше 15 нет зарплаты. В Калининграде, думаю, максимум 15. У нас - минимум.

О расставании с Калининградом

- Почему несколько лет назад вы приняли решение уехать из Калининграда? Настолько было выгодное предложение из Ярославля или проблемы в нашем городе вынудили?

- Все вместе. У меня как-то с Калининградом удивительно не сложилось и внутри театра, и снаружи. Грустно было, настроения не было.

- Ведь в свое время губернатор Георгий Боос пригласил вас вернуться в Калининград из Омска. Вы приехали, начали работать и что-то, как можно понять, пошло не так. Что именно?

- Да, так и было. И вроде все шло так… Радости не было, а когда нет радости, я не могу жить и работать.

- Коллектив не принял?

- Конфликта не было. Грустно было. Это касается и взаимоотношений с властью. Оно было бессмысленно деловое. То есть никакое. А мне хотелось активной поддержки. Театр это роскошь, которая должна серьезно поддерживаться государством. Раз уж ставите на театр, то включитесь в жизнь. Театр работает как баня, как предприятие любое. Главная задача – зарабатывайте и сами как-нибудь делите заработанное.

- Боос требовал самоокупаемости?

- Ну, этого ни в одной стране мира нет, если говорить о репертуарном драмтеатре. Это абсурд. И буквально таких условий мне не ставили. Но стремление к этому было. Было что-то близкое к этому. Я не увидел ответственности со стороны государства, которую оно должно было взять на себя.

- И что, творчество задушили?

- Нет, просто все вместе это создавало тяжелое состояние. Творчество не задушить. Оно и без денег жить может. Есть театры, которые не имеют ничего, а творчески изумительно живут. Есть и наоборот богатейшие, в которых нет ни секунды творческой жизни. Например, БДТ.

- На Калининград вы не в обиде?

- Нет, конечно. Это часть моей родины. Приятные воспоминания только.

- Не рассматриваете возможности когда-нибудь вернуться в Калининград?

- Кто ж его знает. Пути господни неисповедимы. Не загадываю.

- Реально ли вам взять еще одну «Золотую маску», но уже с калининградским театром?

- Ой… Даже одну «Маску» взять нереально. Это стечение обстоятельств. Можно всю жизнь работать на это и не добиться. Ставить задачу взять маску с Калининградом – вряд ли получится.

- Ваш коллега Евгений Гришковец любит повторять, что в Калининграде, в отличие от других провинциальных городов России, бедная культурная среда и это мешает творческому выражению личности. Тоже так думаете?

- Культурная среда везде бедная в России, не только в Калининграде. Когда во главу угла ставиться только зарабатывание, когда главный сегодня – золотой телец. Такие вещи культурная среда сложно переносит. Вы думаете в Москве много культурной среды? Там буржуазная публика, а среда, которая есть, в театр не ходит. В Москве в театр приходит много случайной публики. Идут-то на медийное лицо, на раскрученного артиста из сериала. А в провинции ходят в ТЕАТР.

- Но вас-то наверное зовут работать в Питер или Москву?

- Предложения есть и были. Но пока не думаю переезжать. В Ярославле хорошо. Я скорее вернусь в родной Тильзит-театр, чем вообще куда-либо! Мне интересна его судьба, люди, которые в нем трудятся.

О ЧЕМ СПЕКТАКЛЬ

«Без названия» - это история, сочиненная Евгением Марчелли. Отдаленно напоминает сюжет известного фильма Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Но если кинорежиссер использовал только отдельные сюжетные мотивы ранней пьесы Чехова «Безотцовщина», то Марчелли решился поставить пьесу целиком и развернул перед зрителями галерею колоритных типажей, отцов и детей, мужчин и женщин.

Действие пьесы разворачивается в одной из южных губерний России в именье генеральши Войницевой и его окрестностях в последней четверти XIX века. Центром сплетения всех сюжетных линий становится школьный учитель Михаил Платонов, притягательный для женщин и ненавистный для мужчин.

КОНКРЕТНО

Где работал Марчелли

С 1991 года – главный режиссер театра города Советска.

Сезон 1998 – 1999 годов работал главным режиссером в драмтеатре Калининграда, после чего опять вернулся в Советск.

С 2003 по 2008 год - главный режиссер Омского академического театра драмы

С 2008 по 2010 год - главный режиссер Калининградского драматического театра.

С 2010 года - художественный руководитель театра им. Волкова в Ярославле.