Премия Рунета-2020
Калининград
+16°
Boom metrics
Общество26 июня 2013 22:00

Почему в Калининграде не строят велодорожки

В городском совете прошел круглый стол по проблемам развития велосипедных маршрутов
Источник:kp.ru
В Европе велосипедисты уже составляют пятую часть участников дорожного движения, а протяженность дорожек перевалила за десятки тысяч километров.

В Европе велосипедисты уже составляют пятую часть участников дорожного движения, а протяженность дорожек перевалила за десятки тысяч километров.

Все больше европейцев в последние годы пересаживаются с автомобилей на велосипеды. Сплошная выгода – экологично, экономично, спортивно, а, главное, модно. В некоторых европейских городах в час-пик даже начали появляться велосипедные пробки. Такой велосипедный бум стал возможным благодаря развитию сопутствующей инфраструктуры – парковок, дорожек, и изменениям в менталитете автомобилистов.

В Калининграде, тем временем, пока лишь две дорожки могут условно называться велосипедной – на набережной Верхнего озера и на Гвардейском проспекте. Одна слишком уж короткая, вторая переживает не лучшие годы. Да и добраться до них довольно проблематично - необходимо преодолеть бесконечные бордюры, не задавить пешеходов во время езды по тротуару или избежать попадания под колеса автотранспортного средства при выезде на проезжую часть.

Несмотря на все сложности, велосипедистов в нашем городе с каждым годом становится все больше. И все громче звучат их призывы к городским властям с просьбой кардинально изменить сложившуюся в Калининграде ситуацию. Что именно можно сделать, каким идти путем, общественники, депутаты и чиновники обсудили во время круглого стола, прошедшего в городском Совете Калининграда.

- Заинтересованность активных калининградцев в велосипедной альтернативе другим видам транспорта совершенно очевидна, поэтому и назрела необходимость перейти к практической работе с участием всех сторон, - отметил заместитель председателя городского Совета Андрей Шумилин.

Равняемся на Санкт-Петербург?

Заведующий научно-исследовательским отделом ОАО «НИИАТ» Юрий Кунин рассказал об опыте зарубежных стран. В ЕС реализуется проект «Евро-Вело», насчитывающий 13 маршрутов общей протяженностью более 70 000 километров. Экономисты подсчитали – велодвижение приносит прибыль. За 20 лет на один рубль вложений приходится до 13-19 рублей отдачи.

В Европе хорошо развита и система велошеринга, когда любой желающий может взять на прокат велосипед и сдать его по прибытии в нужную ему точку. К примеру, в Париже действуют 1450 пунктов проката. В Москве такая услуга стала доступа с 1 июня 2013 года. Пока возможность заказать велосипед предоставляется только с помощью интернета. За первые две недели было оплачено 15 тысяч заказов.

Юрий Кунин поделился и опытом разработки концепции велосипедного движения для крупного города на примере Санкт-Петербурга.

- Были проведены исследования, какие маршруты нужны в первую очередь. Как оказалось, людям необходимо добираться из периферии в центр, передвигаться между районами и отправляться на отдых в пригород, - пояснил докладчик. – По итогам соцопроса выяснилось, что 75-80 процентам опрошенных велосипед нужен для активного отдыха, 15-20 – для занятий спортом, а также для поездки на работу или учебу.

Интересны и причины, которые мешают питерцам пользоваться велосипедами в полной мере. 21,3% респондентов считают, что по улицам города опасно ездить, 14,2% - негде хранить велосипед, 12,2% не любят ездить на велосипеде, 11% - негде парковать, 9,1% - не позволяет состояние здоровья.

- К 2020-му году по концепции предполагается достичь следующих целевых индикаторов – парк велотранспортных средств увеличить с 1,5 миллиона до 2, долю велосипедистов – с 3,2% до 10%. Вместо 12 километров в день люди будут проезжать 20-30, - поведал планы на будущее Кунин. – Городские веломаршруты с 20 километров предстоит продлить до 200-300 километров, количество ДТП снизить до 50 случаев на 1000 велосипедистов. Необходимо строить велопарковки, приспособить общественный транспорт к перевозке велосипедов.

В ходе круглого стола озвучили интересные цифры. По последним данным, проектирование, строительство и содержание одного погонного метра велодорожки стоит 10-11 тысяч рублей.

Калининградские реалии

- Тот, кто знает наш город, должен понимать, что по калининградским улицам с трудом проходят автобусы и маршрутки. Сначала нужно разработать транспортную схему города. Без этого пока невозможно обеспечить безопасность велосипедистов, - подчеркнула председатель комитета по социальной политике городской администрации Татьяна Орлова. – До этого велосипедные маршруты предлагаю прокладывать в рекреационных зонах. Например, в Макс Ашманн парке.

Научный сотрудник кафедры транспортных процессов и сервиса института транспорта и технического сервиса БФУ имени Канта Алена Беликова представила свой вариант развития велосипедных маршрутов. Проект федерального университета, естественно, в первую очередь завязан на студентах. Сейчас представители одного из самых социально необеспеченных слоев населения тратят в месяц на передвижение между корпусами университета на общественном транспорте не менее 690 рублей. Купив велосипеды, они смогли бы экономить на расходах и вести подвижный образ жизни.

- Чтобы студенты могли передвигаться между нашими корпусами, общежитиями, предлагаем проложить пять маршрутов, пользоваться которыми могут не только студенты, - пообещала Беликова.

Начальник управления спорта и молодежной политике городской администрации Виктор Лузов посоветовал обобщить в один документ предложения от всех калининградских вузов. Почетный гражданин Калининграда Михаил Нетреба предложил разделить велосипедные маршруты на три части – прогулочные, спортивные и рабочие, определить, на каких улицах можно их проложить с наименьшими затратами. Участники круглого стола также ратовали за необходимость подсчет числа действующих и потенциальных велосипедистов и определение наиболее популярных маршрутов. Чтобы в итоге не вышло, что построенные велодорожки будут пустовать.

Прозвучавшие предложения будут включены в единое решение и рассмотрены на заседаниях депутатских комиссий городского Совета. Запланировано также создать межведомственную рабочую группу, которая займется вопросами развития велосипедного движения в Калининграде. В нее войдут депутаты, сотрудники городской администрации, активисты-общественники и ученые.

- Очень ценно, что нам удалось совместно сдвинуть с мертвой точки эту актуальную проблему. Пришла пора переломить отношение к велосипедистам как к помехе на дороге. Это наши соседи, коллеги, дети, и все они – полноценные участники движения с такими же правами и ответственностью, - подытожил председатель комиссии по развитию дорожно-транспортного комплекса городского Совета депутатов Сергей Донских. - Нам предстоит создать рабочую группу, которая обобщит все предложения и разработает концепцию развития велодвижения в Калининграде по всем направлениям – от прогулочного и туристического до спортивного и транспортного. При этом будут проработаны при этом все аспекты - безопасность велосипедистов во время передвижения, сохранность велосипедов на парковках, доступность городской среды.

ГЛАС НАРОДА

Где катаются чаще всего

В 2011 году в Калининграде представителями одной из спортивных торговых сетей проводились исследования среди участников велопробега Калининград-Зеленоградск-Калининград и анкет, заполненных клиентами сети. Более 55% респондентов имеют 2 и более велосипедов в семье, 26% - по одному.

Наиболее популярными маршрутами горожане считают: