Премия Рунета-2020
Калининград
+26°
Boom metrics
Общество22 ноября 2013 8:23

Зачем в Калининград зачастили именитые архитекторы? Был Гейл, теперь Штимманн

Ханс Штимманн, автор масштабной реконструкции Берлина, проехал в автобусе по нашим улицам и посоветовал, что нужно делать с городом.
Во время поездки господин Штиманн внимательно разглядывал город и отмечал для себя самые интересные места.

Во время поездки господин Штиманн внимательно разглядывал город и отмечал для себя самые интересные места.

Фото: Иван МАРКОВ

Приглашение Штимманна в Калининград напрашивалось давно. С начала 1990-х, сразу после объединения Германии и почти 20 лет потом, именно он фактически возглавлял масштабную реконструкцию Берлина. На сегодняшний день Штимманн является членом архитектурного совета при главном архитекторе Москвы, а к нам приехал по приглашению мэра Александра Ярошука в трехдневный тур.

НЕМНОЖКО СТЫДНО

Как и для всех рядовых туристов, экскурсию для немецкого архитектора начали у стен Кафедрального собора на острове Канта. Оттуда автобус, куда пригласили и журналистов, отправился по не менее изъезженному маршруту. Александр Ярошук, на правах хозяина, расположился рядом с экскурсоводом и время от времени вставлял в речь гида свои замечания. Впрочем, внимательно оглядываясь по сторонам, Штимманн бормотал себе что-то под нос и сам для себя отмечал интересные места – было видно, что он доволен.

Когда, сделав крюк через проспект Калинина и Ленинский проспект, автобус повернул к Дому Советов, экскурсовод оказался проворнее мэра и первым начал разговор об этом месте:

- По проекту тут должна быть центральная площадь, то территория вокруг этого гигантского здания до сих пор не освоена.

- Ну, не сложилось как-то, - усмехнулся Ярошук.

Александр Ярошук вполне успешно подменял собой гида.

Александр Ярошук вполне успешно подменял собой гида.

Фото: Иван МАРКОВ

Проехав мимо многострадальной Кройц-аптеки ("Это было одно из красивейших зданий в городе!" - сообщил гид), делегация добралась до Королевских ворот. Здесь, как оказалось, ни развернуться, ни припарковаться большому туристическому автобусу негде. Перед немецким экспертом стало немножко стыдно.

- Развернись вот тут, на мостике, - добродушно посоветовал водителю мэр.

- Но там же двойная сплошная! - завопил в ответ чуть ли не весь автобус.

- Какое место неудобное, надо бы заняться этим вопросом, - нахмурился Ярошук, пока автобус разворачивался там, где все-таки разрешено.

ОПЯТЬ ПРО ДОМ СОВЕТОВ

Было бы удивительно, если бы во время поездки столь именитого гостя никто не спросил про судьбу Дома советов. И его действительно спросили.

- Дом Советов не нужно сносить, - поделился мнением Штимманн. - Наши отцы и здесь, и в Германии достаточно уже снесли. Это все-таки часть истории. И вопрос, конечно в том, что из этого здания будет сделано. Это не должен быть торговый центр – ему должно быть выбрано значимое применение.

- Слава тебе, Господи, что при коммунистах здесь ничего, кроме Дома Советов, не построили, - добавил Ярошук. - Это чистая, можно сказать, поляна для творчества. Все архитекторы, приезжающие к нам, подчеркивают, что мы еще не перешли точку невозврата. Господин Штиманн считает, что в плане перестройки – это не потерянный объект. Вот эти плиты уродские можно снять, но по функционалу там, конечно, не разгуляешься. Гостиницу или административное здание – можно сделать, но о жилье в нем речи быть не может.

«ВОССТАНАВЛИВАТЬ - ЭТО НЕПРАВИЛЬНО»

Под занавес тура набравшийся впечатлений берлинский гость охотно рассказал как, с его точки зрения, должна проходить реконструкция Калининграда.

- Город – это не объект искусства, - заявил Штимманн.- Люди хотят тут жить со своей историей, не хотят забывать своих корней. Но восстановление – это все-таки не совсем правильно, потому что это очень ностальгически действует. В Берлине, в 80-е годы, мы вывели понятие критической реконструкции. Это реконструкция городского плана, дорог и площадей, но наполнение – архитектура нашего времени. Мысли и воспоминания города – это именно улицы и площади. Этот метод можно осуществить и в Калининграде.

Экскурсия закончилась возле Королевских ворот, где автобус едва нашел место для парковки.

Экскурсия закончилась возле Королевских ворот, где автобус едва нашел место для парковки.

Фото: Иван МАРКОВ

Я сказал коллегам, что по проекту «Сердца города», что я бы вообще не проводил никакого архитектурного конкурса. Нужна просто организация диалога, в котором примут участие специалисты различных областей: освещения, например, или строительства дорог.

Надо заметить, что такой неожиданный рецепт вряд ли воспримут те, кто собирается приводить в силу проект по реконструкции центра, но, вполне вероятно, что Штимманн все-таки станет одним из членов жюри в конкурсе, который он так не любит.

КСТАТИ

Куда пропал Гейл?

Ханс Штимманн стал не первым известным экспертом, которого привлекли власти Калининграда. В прошлом году к нам приезжал датский архитектор-урбанист Ян Гейл, на которого тоже возлагали большие надежды. Особенно по части пешеходных зон.

- Вы знаете, мы пошли другим путем, - объяснил во время нынешней поездки Александр Ярошук. - Пешеходные зоны на сегодняшний день – не самая первая задача. Гейл приезжал в том момент, когда не было окончательной ясности с подготовкой к чемпионату мира по футболу. Сейчас уже все ясно, и одно из требований комиссии – не менее трех таких зон на острове. Вот там Гейл, скорее всего, будет принимать участие.