Премия Рунета-2020
Калининград
+12°
Boom metrics
Общество26 ноября 2013 11:13

Автор реконструкции Берлина Ханс Штимманн: "Восстанавливать ли Королевский замок? Пусть это решат ваши дети и внуки"

Калининград посетил светила архитектурной мысли из Германии Ханс Штимманн. Он рассказал о предстоящей реконструкции центра Калининграда, а также сравнил Берлин и Москву.
Королевский замок Кенигсберга построили в 14 веке.

Королевский замок Кенигсберга построили в 14 веке.

Кант от архитектуры

Встретившись с доктором Штимманном за час до пресс-конференции, мы не успели еще рта открыть, чтобы задать вопрос, как он завел разговор о своих учителях, родиной которых стал Кенигсберг. Особое внимание уделил архитектору Бруно Тауту, которого нацисты возненавидели и назвали большевиком от культуры:

- Бруно и его младший брат Макс (он тоже стал известным архитектором - Ред.) учились в гимназии Кенигсбергского собора. Калининградцы, быть может, об этом не знают, но Бруно Таут – это один из самых известных архитекторов-творцов. Для архитекторов Таут - то же самое, что для философов Кант, поэтому в Кенигсберге это имя нужно знать обязательно, это имя можно использовать для популяризации вашего города. В свое время он организовал группу, состоящую из художников и архитекторов, которую назвал «стеклянной цепью». Эта группа пыталась преобразить мир и общество и вела пропаганду о полном роспуске городов. Бруно чертил довольно экспрессионистски, например, он мечтал о домах, состоящих полностью из стекла. Стеклянный дом для него был домом будущего, но он ни в коем случае не предполагал, что это будет торговый центр.

Ханс Штимманн начинал в Любеке, продолжил карьеру в Берлине.

Ханс Штимманн начинал в Любеке, продолжил карьеру в Берлине.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Стеклянный дом для среднестатистического россиянина сегодня – это именно торговый центр. У Штимманна торговые центры вызывают аллергию, и стекло, как материал, ему уже давно не импонирует, но в начале двадцатого века Таут заявил: "Каменные города приводят к каменным сердцам". Штимманн же сегодня сравнивает здание и человека, облицовочный материал, по его мнению, должен стареть вместе со зданием, чтобы мы могли увидеть его возраст, поэтому любимый материал Штимманна – именно камень, а не стекло.

Архитектура против дизайна

Вопросы о впечатлениях, вызванных Калининградом, его улицами и домами, и первых соображениях господина Штимманна по его реконструкции были естественными, поэтому они и стали первыми, правда, его ответы, как у настоящего немца, получились взвешенными и обдуманными:

- Я пока ничего не знаю о вашем городе вообще: не знаю, как разделены кварталы; не знаю об экономике; какая тут транспортная инфраструктура. Если ты ничего не знаешь о жителях и экономической структуре города, то максимум, что ты можешь сделать, будучи архитектором, - это предложения по оформлению, то есть дизайн. Архитектура – это не дизайн, не украшательство. Еще во время экскурсии я сказал мэру, что считаю конкурс, который должен произойти (конкурс, который должен решить судьбу застройки исторического центра города, проект носит название "Сердце города" - Ред.), довольно проблематичным, потому что если архитекторы приезжают на пару недель, с какими бы они известными именами ни были, они не успеют изучить город. Как будет проходить этот конкурс – самый серьезный вопрос. Все-таки все самые успешные архитекторы с мировыми именами строили свои объекты без какого-либо конкурса, план застройки уже существовал. Например, я во время своей работы повесил на стену план центра Берлина 30-х годов, и отвечал всем инвесторам, что мы будем застраивать город именно по этому плану, но не в ностальгическом смысле, а построим его заново. Теперь, когда у меня спрашивают про какой-либо город, и о том, по какому плану он будет застраиваться, я просто беру старый план этого города и говорю: «Вот план».

Зачем Калининграду Королевский замок?

После этого возник вопрос о Королевском замке и его восстановлении. Дискуссия о том, стоит ли восстанавливать главный символ Кенигсберга или нет, продолжается в Калининграде уже больше 20 лет. Ответ Штимманна был нестандартным. Он привел в пример берлинцев, мнения которых по тамошнему королевскому замку тоже делит город на два лагеря, сторонников и противников замка, а потом сделал осторожное предупреждение:

- В свое время замок был монументом владычества. Вам сначала нужно понять, что на этом месте должно стоять, ведь это очень значимое место. Также нужно понять, есть ли на такой масштабный проект финансирование. Возможно, лучшим вариантом окажется оставить эту площадь последующим поколениям, так как без понимания назначения этого здания дискуссии и дебаты бессмысленны. Вам может показаться смешным, но в Германии есть такой город как Брауншвейг, в котором реконструировали замок, внутри которого сейчас находится торговый центр. Вашему городу я такого ни в коем случае не желаю.

Королевский замок был главным символом Кенигсберга. Его снесли в конце 1960-х годов.

Королевский замок был главным символом Кенигсберга. Его снесли в конце 1960-х годов.

Балконы, брусчатка и тротуары

Задали Штимманну и вопрос о брусчатке Кенигсберга. Стоит ли ее сохранять в Калининграде или нет? Мнения калининградцев на этот счет разделились. Любители старины за, автомобилисты в большинстве своем против - ездить по гранитным мостовым неудобно.

- Когда мы вчера вышли из гостиницы "Москва", я указал на балконы жилых домов. Как вы знаете, в Германии такая картинка невозможна, - сказал Ханс Штимманн. - Индивидуализации в таком виде в Германии не существует. Такое ощущение, что люди своими балконами показывают недовольство современной архитектурой, это своего рода разновидность архитектурной критики. Но эстетически это выглядит очень проблематично, но это эстетика повседневной жизни. Вернемся к брусчатке. Гранитная брусчатка – это часть открыточного вида города, и это нужно сохранить. Еще со времени работы в Любеке я помню, как люди говорили, что брусчатка им мешает – от нее много шума. Но в то время у Любека было много денег. Мы сняли камни, отшлифовали их, и уложили заново, то есть оставили картинку, но убрали звук. Однако это был очень дорогой проект. Кстати, не примите это как оскорбление, но мне буквально бросилось в глаза, что тротуары в городе находятся в ужасающем состоянии. Своего рода это деконструктивное формирование дорог, при котором на тротуары не хватает денег.

Вопрос брусчатки Кенигсберга волнует калининградцев последние 5-6 лет.

Вопрос брусчатки Кенигсберга волнует калининградцев последние 5-6 лет.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

О пробках бесполезно говорить по радио

Вопрос о пробках, как и о брусчатке, тоже один из классических, но ответ Штимманна и тут оказался оригинальным:

- Если вы хотите испытать настоящие пробки, вам нужно поехать в Москву. Я считаю, что у вас, по сравнению с ней, еще все в порядке. Когда я возвращаюсь из Москвы в Берлин, мне кажется, что я приехал в какой-то маленький городок, потому что у нас о каждой пробке оповещают по радио. Москва – это всегда пробка, поэтому по радио сообщать нет смысла. Пробки и автомобиль – проблемы нашей культуры. Моя первая машина была для меня выражением свободы, но потом я понял, что это далеко не так. Сегодня Берлин излечивается, и становится престижной езда на велосипеде. У каждого общественного здания у нас находятся огромные велосипедные стоянки, где припарковано очень много велосипедов. Все это приходит со временем, сначала нужно понять, что машина – это не самое большое счастье на земле. К тому же, передвижение на велосипеде требует определенной инфраструктуры, поэтому нужно строить велосипедные дорожки. Калининград просто создан для велосипеда: тут нет холмов, тут широкие улицы, хорошая погода. Вам нужно использовать эти преимущества.

О фортах Кенигсберга

Недели не прошло после визита в Калининград министра культуры России Владимира Мединского, посетившего форты Кенигсберга, но тема бывшего оборонительного кольца города продолжает волновать умы горожан. Забытые крепостные сооружения сооружения взбудоражили и воображение иностранного гостя:

- Я был очень впечатлен фортификационными сооружениями, - сказал Ханс Штимман. - Возможно, в ближайшем будущем они станут объектом мирового культурного наследия, представляющим военную архитектуру своего времени. В Европе этого нигде больше нельзя увидеть, поэтому все это нужно сохранять и пытаться использовать по-новому. Пока я даже не знаю, как все это использовать, вовлечь в жизнь города. Но дискуссия по этому вопросу однозначно должна быть организована.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Ханс Штимманн родился в 1941 году в Любеке (Германия). В университетах Любека и Берлина изучал архитектуру, городское и региональное планирование.

В 1991-1996 гг. был сенатором по строительству в Любеке.

В 1999-2008 гг. Штимманн возглавляет правление сената по делам жилья и строительства в Берлине, фактически являясь главным архитектором немецкой столицы.

В 2009-м году награжден кавалерийским крестом Ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Гермиания».

Штимманн - автор концепции реконструкции Берлина после объединения Германии в духе "критической реконструкции", пропагандист теории "Европейский город", часть которой - ограничение высотности застройки.