Премия Рунета-2020
Калининград
+6°
Boom metrics
Звезды7 мая 2014 22:00

Почему общественная палата хочет закрыть «Балтийские сезоны» в Калининграде

Председатель палаты Гарий Чмыхов выступил с открытым письмом, которое мы сегодня публикуем в сокращенном виде

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В конце марта на страницах «Комсомолки» было опубликовано интервью с организатором фестиваля «Балтийские сезоны» Давидом Смелянским, который подверг критике позицию Совета Общественной палаты Калининградской области. Этот совет, напомним, поставил под сомнение целесообразность проведения в нашей области «Балтийских сезонов». Тезисы Смелянского вызвали гнев у калининградских общественников. Председатель палаты Гарий Чмыхов выступил с открытым письмом, которое мы сегодня публикуем в сокращенном виде.

«Рассуждения господина Смелянского о культурной жизни региона крайне удивили. Для начала он переименовал Калининград в Глупов, затем обрушился с праведным гневом на провинциальных общественников, осмелившихся сунуть свой нос в святая святых господина Смелянского – проведение фестиваля «Балтийские сезоны» (…). На самом деле расширенное заседание Совета Общественной палаты проходило по рекомендации Гражданского форума, прошедшего в Калининграде в декабре 2013 года, на котором было отмечено, что в последнее время произошло резкое снижение качества гастрольных спектаклей, в первую очередь – антрепризных. Об этом с болью говорили все присутствующие на заседании Совета (…).

Вторым поручением форума было проанализировать расходование средств регионального бюджета, идущих на гастрольную практику (…). Ко дню заседания Совета анализ расходования бюджетных средств в размере 25 миллионов рублей, выделенных на проведение фестиваля «Балтийские сезоны», членам Палаты в полной мере сделать не удалось. Для исключения возможных злоупотреблений в дальнейшем на заседании было предложено: создать комиссию (…) по выработке рекомендаций расходования средств областного бюджета, выданных на финансирование творческих коллективов, прибывающих из других регионов России или из-за рубежа. Сэкономленные средства направить на рост зарплаты работников культуры, повышения уровня материально-технического обеспечения учреждений культуры.

Даже имея большое воображение, трудно найти здесь цензуру, а господин Смелянский нашел (…). Скорее всего, его обеспокоило предложение Совета о сокращении средств на финансирование фестиваля и сроков его проведения, поскольку это сильно затрудняет работу нашего областного драматического театра, о чем на заседании говорил художественный руководитель театра. Даже Давид Яковлевич в своих высказываниях не отрицает этот факт.

Не вооруженным глазом видно, что фестиваль – это никакое не благотворительное, а крупное коммерческое мероприятие. Уменьшение его финансирования, видимо, и волнует господина Смелянского, который искренне полагает, что он регулярно дарит счастье за бюджетные деньги провинциалам из города Глупова, приглашая туда артистов из столицы. Неосведомленность мэтра о жизни региона поражает. Оказывается, если бы не он, то мы думали, что кроме «Фабрики звезд» и Бориса Моисеева в стране артистов больше нет. А «Вагонка» - это то место, которое запало в память Давида Яковлевича.

Мы с вами прекрасно знаем об истинном положении дел в культурной жизни. Хочется спросить: а как быть с яркими выступлениями признанных мастеров сцены, которые всегда с большим удовольствием посещали и продолжают посещают нашу область, даря благодарной публике свои шедевры? (…) Очень немного таких городов в России, которые имеют возможность слушать органную музыку в исполнении знаменитых отечественных и зарубежных музыкантов.

Ну и совсем уж нескромно заявлять, что благодаря «Балтийским сезонам» изменились театры и художественное пространство. Что хотел господин Смелянский донести до читателей относительно изменения художественного пространства - понять трудно. Не будем делать догадок. А вот материально-техническое состояние театров и других учреждений культуры действительно изменилось к лучшему (…).

Вообще приписывание себе значимости в культурной и образовательной жизни региона у столичного профессора зашкаливает. Скажите, пожалуйста, разве для того, чтобы обучить пять студентов в институте, причем на стипендии, выданные губернатором, необходим фестиваль с бюджетом в 25 млн. рублей»?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Чем разозлил Смелянский деятелей культуры?

Любовь АНТОНОВА

Ответ на этот вопрос содержится в ответном письме общественной палаты, которое подписал ее председатель Гарий Чмыхов. Хотя хорошо известен автор «скандала», поднявший вопрос о справедливости финансирования «Балтийских сезонов» - Игорь Одинцов. (Г-н Одинцов в свое время запатентовал избражение Кафедрального собора на острове Канта и жестко преследовал тех, кто использовал в своей продукции городской символ, не заплатив за это. Общественность промолчала и проглотила бизнес-интерес директора предприятия «Кафедральный Собор», полагая, вероятно, что пожертвований немцев на восстановление памятника не хватает). Ему, как и некоторым его коллегам, чьи имена, впрочем, они предпочли не разглашать, не нравится размер средств, выделяемых из бюджета на финансирование фестиваля Смелянского, - 25 миллионов рублей. Когда культура у нас традиционно бедствует.

В 1932 году Максим Горький написал знаменитую статью «С кем вы, мастера культуры?», обвинив западную интеллигенцию в обслуживании интересов буржуазии. Суть его высказывания затуманилась, а вопрос остался. Опуская первоначальный классовый контекст, надо полагать, что деятели культуры, прежде всего, служат своему зрителю, читателю, слушателю, - публике то есть. И как бы ни хотелось культурным активистам преувеличить собственную значимость, зрителю абсолютно все равно, кто, как и на каких условиях организует гастроли в Калининграде. Если публике хочется слушать оперу Ла Скала, она пойдет в театр. И слушать Гергиева, Темирканова, Мацуева или наслаждаться рассказами Шукшина в исполнении «Театра Наций», - тоже пойдет.

При всем уважении к деятелям калининградской культуры и общественной палате, сравнивать спектакли «Балтийских сезонов» с постановками областного драмтеатра язык не повернется. Правда и то, что за кулисами этого очага культуры его служители не для печати признаются, - после «Сезонов» сборы падают, театр пустеет. Без бюджетных ассигнований не прожить. Тот ли это аргумент «не давать больше денег Смелянскому»?

Смелянский, кстати, дал за десять лет множество интервью калининградским изданиям. И фразы, - и про город Глупов, и про Бориса Моисеева, - на которые обиделись деятели культуры, звучали от него не раз и не два. Почему вдруг сейчас они стали солью, просыпанной на больную мозоль? Театры Перми и Минска наверняка замечательные театры, но кому плохо от того, что мы видели еще и «Фигаро» Комеди Франсез?

Да, это стоит дороже. Да, на это не хватит зрительских денег за билеты и денег спонсоров - ну нет в Калининграде сырьевых и производственных корпораций, нет даже персональных представителей списка «Форбс», то есть меценатов в хорошем смысле этого слова. Но есть бюджет, который десять лет был в состоянии помогать фестивалю европейского уровня. Спасибо за это.

Цены на билеты «Балтийских сезонов» высокие? Еще одна шаблонная претензия в адрес «коммерческого предприятия Смелянского». Побойтесь Бога, - так может говорить тот, кто ни разу не бывал в приличном европейском театре. Да что там, в Москве не бывавший, - в МХТ, например, или в Большом. Если разницу, - даже минимальную, - позволяет доплатить налогоплательщик, спасибо ему. Но я думаю, в основном в 25 миллионах сидят расходы на элементарную доставку артистов и декораций в Калининград. Еще и не хватит.

Почему деятели культуры из общественной палаты берут на себя смелость решать за зрителя? Я не знаю. Им есть что предложить взамен? Гастроли Магомаева, очевидно, уже не состоятся, но можно назвать - фестивали Калининградской областной филармонии, конкурс органистов имени Таривердиева, Калининград Сити Джаз, Территорию мира. И все - с бюджетным участием! Но ополчилась культурная общественность на «Балтийские сезоны». Дележки захотелось? Чтоб по справедливости? Удивительно, однако, что организаторы перечисленных и действительно хороших мероприятий в этой интриге не участвуют. Во всяком случае, публично. Думаю, им как-то неловко.

И последнее замечание. Когда Смелянский говорит об изменении культурного ландшафта Калининграда, конечно же, он имеет в виду не ремонт театра кукол. Он говорит о том, что калининградцы за десять лет смогли понять, оценить и полюбить настоящее большое искусство, что они стали просвещенными зрителями, а не местечковыми потребителями антреприз «штоб поржать». Вот по поводу качества последнего общественная палата абсолютно права. Хотя, - как и всякое творчество, замешанное на бизнесе, и не требующее бюджетных вливаний, - это мало поддающийся регулированию процесс.

НАШ ОПРОС

«Великое заблуждение - смешивать фестиваль и местную культуру»

Игорь ВАЙСБЕЙН, начмед Калининградской областной клинической больницы:

- Фестиваль «Балтийские сезоны» - это блестящие спектакли, это блестящие исполнители. А что взамен? Со Смелянским лично не знаком, но он достоин уважения только за то, что не уходит в малые, усеченные формы. Если везет спектакль, то со всеми актерами, костюмами, декорациями. Это же титанический труд! Считаю, что этот фестиваль за 10 лет дал многим калининградцам уникальную возможность здесь, дома, услышать, увидеть, прочувствовать исполнителей, актеров, режиссеров мировой величины. Это нужно ценить, беречь.

Андрей ЛЕВЧЕНКО, директор «Вагонки»:

- Есть вещи, которые нельзя смешивать. То, что делает Смелянский, - это одно. То, что делают местные учреждения культуры - это другое. И у фестиваля, и у местной культуры есть свои поклонники. Ну что мы за люди такие?! Но мы такие! Если есть что-то успешное, талантливое, обязательно будем это обсуждать, осуждать, принимать меры. Повторю, это заблуждение - смешивать одно с другим.

Ольга ПАВЛЮКОВА, медик с многолетним стажем:

- Являюсь постоянным зрителем фестиваля «Балтийские сезоны». Когда я сижу в зале и слышу заставку: «Балтийские сезоны - лучше время года», испытываю гордость за Калининград. Это великое счастье - у нас всех есть уникальная возможность видеть, слышать, слушать великих музыкантов, великих исполнителей, актеров. Могу сказать и о доступности. На Темирканова в Калининграде билет стоил 4 тысячи рублей. Спустя некоторое время я побывала на юбилейном вечере маэстро в Петербурге. Там билеты стоили 25 тысяч.