Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество22 июля 2014 6:00

Дорожная канитель Якутии затянулась

На фоне масштабных планов освоения Дальнего Востока программа развития транспортной инфраструктуры Якутии сокращается, не успев начаться. Почему?
Источник:kp.ru
Перекосы в реализации транспортных проектов являются тормозом для всей экономики региона.

Перекосы в реализации транспортных проектов являются тормозом для всей экономики региона.

По мнению экспертов, главная причина кроется в неспособности федеральных дорожных ведомств эффективно управлять вверенными им проектами.

Примером может служить сложившаяся ситуация со строительством моста через Лену. Из-за нерасторопности обоих агентств проект в очередной раз потерпел фиаско. Сначала Росжелдор без борьбы отдал его Росавтодору, а последний, в свою очередь, не сумел донести наверх своей аргументации, суть которой - в срочности и приоритетности этого инвестпроекта. В результате, заложенные в бюджет деньги на мост ушли на дорожные нужды в другие регионы, а Якутия лишилась необходимой инфраструктуры. «С носом» остались не только власти республики, но и победитель конкурса на мост, который Росавтодор все же успел провести, - консорциум лидеров строительного рынка: УСК «Мост», «Бамстроймеханизация» и «Институт «Стройпроект». Подрядчики в полном недоумении кто компенсирует уже понесенные ими затраты? В ответ Росавтодор предложил им не ждать федерального финансирования, а начать строить мост за свой счет.

Сооружение моста через Лену еще не началось, а вот строительство железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Нижний Бестях уже превратилось в долгострой. Росжелдор не смог организовать системное финансирование этого стратегического для республики и страны проекта. В результате объект не был сдан в 2013 году. Не будет он завершен и в этом, потому что авансирования на 2014-й проект в срок не получил. А «Трансстрой-Восток», компания с миллиардными оборотами, которая вела строительство магистрали с 2005 года и была крупнейшим налогоплательщиком в республике, оказалась в предбанкротном состоянии. «На улице» оказались сотни рабочих предприятия, что привело к социальной напряженности в крае, и она будет расти дальше, если ситуация не изменится.

Такие перекосы в реализации транспортных проектов являются тормозом для всей экономики Якутии. Дело в том, что основная часть инвестиционно привлекательных проектов республики связана с освоением ее уникальных природных богатств, что невозможно без наличия обширной дорожной сети круглогодичного использования. Словом, бизнес не идет в регион, потому что без дорог инвесторы не хотят вкладываться в разработку месторождений, а дороги не строятся, потому что плохо финансируются. Дорожным подразделениям Минтранса под силу, наконец-то, разорвать этот замкнутый круг.

Компаний с компетенциями масштабного строительства в регионах России с суровыми климатическими условиями, к которым относится и Якутия, - по пальцам пересчитать. Но у них всех уже есть опыт участия в неудачных проектах Росавтодора и Росжелдора: у «Стройновации» на строительстве железной дороги Кызыл – Курагино, у «Трансстроя» - на АЯМе, мост через Лену - у УСК «Мост», железнодорожная линия Нарын – Лугокан - у теперь уже банкрота «Корпорации Инжтрансстрой». Такая укоренившаяся практика вызывает у подрядчиков недоверие к заказчикам, и если ее не изменить, то скоро дороги в Якутии просто некому будет строить, а это уже грозит провалом федеральной целевой программы развития транспортной системы страны.