Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика29 июля 2014 22:00

Меньше налогов в Москву - больше свободы регионам

В правительстве снова пошли разговоры об увеличении сборов в бюджет. Но наш колумнист считает: лучше снизить федеральные налоги, чтобы повысить местные отчисления в региональные бюджеты

С 2000 года ресурсы перераспределялись в Москву, ре­гионы собирали все меньше налогов. За это время доля региональных и муниципальных бюджетов сократилась с 50% до 33,4%.

В итоге сложилась ситуация, которую многие считают катастрофической. Число регионов-доноров сократилось с 26 в 2000 году до девяти в 2013-м. По данным казначейства, если в 2005 году дефицитными были бюджеты 18 регионов, то в июне 2014 года - уже 32. Суммарный дефицит провинциальной казны за прошлый год вырос в 2,3 раза, а общий долг регионов увеличился до 1,75 трлн. руб. Но это отра­жа­ет лишь малую часть проблем, с которыми сталкиваются региональные финансисты.

Специфика российского бюджетного процесса в том, что Москва и не наде­ет­ся на финансовую состоятельность регионов. За прошлый год бюджеты субъектов Федерации получили 1,57 трлн. руб. (или почти 20% всех дохо­дов) в виде подачек из центра, скромно называемых в бюджетной росписи «безвозмездными по­ступлениями». Собственных доходов региональных бюджетов России в прош­лом году хватило, чтобы покрыть лишь 75% расходов. При этом доля «безвозмездных по­ступлений» в доходах бюджета, например, Том­ской облас­ти составляет 12%, Саратовской - 29,4%, Калининградской - 53,5%, а Ин­гу­шетии - 83,7%. И ситуация ухудшается.

Можно ли ее исправить? Идеальной была бы система, в которой регионы обходились без помощи центра. Правильнее сразу ус­танавливать более льготные ставки для сбора налогов в центр, чем сначала собирать деньги, а потом возвращать их вновь. Потому что, если власть на местах перестанет на­деяться на помощь Москвы, она будет бережнее отно­ситься к налогоплательщику, будет более заинтересована в его успехах. В нынешней же ситуации можно бизнес без проблем задавить, изобразив рвение в вы­полнении каких-то «установок сверху», и получить жирный кусок дота­ций. О том, что про­гон денег вверх и вниз по вертикали всегда сопровождается дополните­льными издержками, я и не говорю. Да и сверху всегда хуже видны потребности территорий.

Первым шагом к такой системе стало бы требование бюджетной без­дотационности федеральных округов. Не получается - пусть Москва снизит федеральные на­логи или даст округу собирать часть, например, налога на добычу полезных ископаемых в местные фонды. Все это к тому же сплотит субъекты в федеральных округах, которые сейчас лишь конкурируют между со­бой за подачки из центра. Ес­ли удастся сделать федеральные округа бездотационными, мы получим но­вые мотивы роста - не говоря про реальное утверждение федерализма.