Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды16 августа 2014 23:00

Не такой уж «Дурак»

На фестивале в Локарно раздали золотых и серебренных «леопардов», один из которых достался молодому российскому актеру Артему Быстрову за роль в фильме Юрия Быкова

Главный приз, «Золотой леопард», предсказуемо оказался в руках филиппинца Лаврентия (Лава) Диаса за 6-часовую вещь под названием «С того, что раньше» (From What Is Before) — поэтическую, замедленную, черно-белую, кого-то даже околдовавшую, повествующую о тяготах жизни филиппинской деревни в 1970-х годах, во времена установления милитаристского режима тогдашнего президента Маркоса. Помимо членов жюри мало кто умудрился досмотреть это кино до конца: у них же и выхода другого не было, иначе им бы не оплатили суточные и перелет в Швейцарию. А отмучившись 6 часов на просмотре, жюри просто не могло не выписать филиппинцу золото: это означало бы, что они, как лохи, потратили половину светового дня не пойми на что.

Если говорить серьезно, то, конечно же, никакой приз не в состоянии увеличить зрительские шансы этой масштабной, впечатляющей, заслуживающей внимания, но отказывающейся идти навстречу зрителю картины. Впрочем, для того и нужны фестивали и пиар вокруг них, чтобы благодаря всему этому кто-то узнал о существовании неподъемного филиппинского шедевра и, быть может, сподобился посмотреть его в несколько присестов дома на диване. Хотелось бы также надеяться, что режиссер на крыльях успеха не заставит свой следующий фильм длиться 12 или 18 часов, хотя все, что идет больше 180 минут, у кинозрителя, даже профессионального, имеет примерно равные шансы. Только очень специальные зрители не нуждаются в перерыве на обед, сон и поход в ванную комнату.

Художник, представляющий не меньшее значение для человечества, португалец Педру Кошта, все-таки держит себя в руках и за двухчасовой лимит зрительского терпения при всем своем поэтическом экстремизме не переступает. Но приза за режиссуру он, конечно, удостоился не за это — его «Денежный конь» (Cavalo Dinheiro) остается в памяти как полная современной поэзии и неподдельного гуманизма песнь о тяжкой судьбе иммигрантов из Кабо Верде в превратившемся в призрак районе Лиссабона.

Спецприза жюри удостоилась надежда американского независимого кино Алекс Росс Перри за картину «Слушай сюда, Филипп» (Listen Up Philip) - исследование непростого характера молодого и, как нас хотят уверить, гениального писателя по имени Филипп в исполнении иконы хипстеров Джейсона Шварцмана. Актер убедительно воплотил типаж самовлюбленного м... чудака, столь распространенный среди творческих работников, и просто-таки напрашивался на приз за лучшую мужскую роль.

Однако жюри поступило мудро, отдав приз молодому актеру МХТ Артему Быстрову, на энергетике которого во многом держится картина Юрия Быкова "Дурак", заслужившая на фестивале зрительские овации, позитивную оценку мировой прессы, а также призы экуменического и молодежного жюри. И хотя главным героем фестиваля был «интеллектуал» (писатели, художники, архитекторы, музыканты, профессора), особое впечатление на жюри произвела именно российская «рабочая косточка». Дурак — это молодой сантехник, обнаруживший трещину в несущей стене общаги, которую он обслуживает, и решивший спасать тех, кто совершенно не хочет быть спасенным, потому что у них и так все пучком. Молодой актер помог режиссеру найти современный облик героя-идеалиста, сделать его убедительным и художественно оправданным не только для российской, но и международной аудитории — последняя, если честно, совершенно не разобралась, насколько актуален это сюжет для текущей российской действительности.

Симметричный женский приз схлопотала француженка Ариана Лабед, сыгравшая в дебютной ленте Люси Борлето «Фиделио, одиссея Алисы» (Fidelio, l'odyssee d'Alice) перевернутый на 180 градусов сюжет «моряка в каждом порту». Морячка Алиса уходит в рейс на сухогрузе «Фиделио» и, устав бороться с эротическим напряжением, отдается импозантному капитану, после чего постепенно доходит и до кадета. А в это время на берегу ее поджидает верный и благородный бойфренд. Ах, мечты, мечты...

Спецупоминание досталось бразильским "Ветрам августа" (Ventos de Agosto) Габриэля Маскаро — фильму, выполненному на стыке "игрового и неигрового". Двум документальным картинам, явно не худшим в конкурсе - «Убежищу» Фернана Мельгара о позорном отношении Швейцарии к иммигрантам и «Министерству железа», докуисследованию о современном Китае, снятому американским режиссером и антропологом Дж. П. Снядецким - не досталось вообще ничего. Председатель жюри, документалист Джанфранко Рози, выигравший в прошлом году Венецианский фестиваль, решил не поощрять коллег, чтобы не создавать излишней конкуренции.