Премия Рунета-2020
Калининград
+4°
Boom metrics
Звезды11 сентября 2014 9:55

Как Немоляева и Костолевский ездили по Кантовским местам

Любимым актерам устроили специальную экскурсию по Калининграду, в которую отправилась и «Комсомолка»
Источник:kp.ru
Светлану Немоляеву впечатлила Рыбная деревня.

Светлану Немоляеву впечатлила Рыбная деревня.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Калининградская премьера спектакля «Кант» Московского академического театра имени Маяковского состоялась 5 сентября. Эту работу, получившую восторженные отзывы столичной публики и критиков, региональному министерству культуры удалось включить в программу фестиваля «Балтийские сезоны». В день показа спектакля специально для любимых актеров наш минкульт, калининградские ученые и гиды организовали и провели экскурсию по городу и Кантовским местам.

СНАЧАЛА О… РЫБЕ

Яркое сентябрьское утро. Народные артисты России Игорь Костолевский, Анатолий Лобоцкий, Светлана Немоляева, Михаил Филиппов и многие другие актеры и специалисты сцены «Маяковки» занимают места в автобусе.

— Примерно час у нас займет прогулка по городу, а затем я вас передам в руки ученых Балтийского федерального университета имени Канта, - поясняет группе гид Анна Смирнова.

Проспект Мира с рассказами об истории зоопарка, гостиницы «Москва», здания драматического театра, памятника Шиллеру. Площадь Победы, бывший магазин «Океан» и ответ на вопрос - где гостям приморского города отведать вкусной рыбы? Музей янтаря, парк «Юность», маршал Василевский, Королевские и Закхаймские ворота, храмы Калининграда…

У актеров через несколько часов репетиция, спектакль. Нужно собраться, наверное, побыть наедине с собой. А тут - экскурсия. Как восприняли это предложение актеры? - спрашиваю у пресс-секретаря театра Олеси Вагановой.

— Для актеров театра Маяковского посещение подобных экскурсий - это не просто прогулка, - призналась Олеся. - Сегодня драматург Марюс Ивашкявичюс и режиссер Миндаугас Карбаускис - авторы спектакля «Кант» также совместно работают над новой постановкой по произведениям Льва Толстого. И наши актеры уже несколько раз побывали в Ясной Поляне. Для них это очень важно. Важно почувствовать место, в котором жил, творил герой, место, в котором актерам предстоит выходить на сцену.

— Олеся, расскажите, как доставляли декорации для этого спектакля. Ведь известно, что на сцене нашего театра, сейчас, когда мы едем в автобусе и слушаем рассказ о Кенигсберге-Калининграде, идет настоящая стройка, возводятся стены шестиугольника, в котором займут места зрители, в котором будет место и обеденному столу Канта. Актеры будут на расстояние вытянутой руки от зрителя.

— На двух фурах мы везли эти декорации, - говорит Олеся. - По задумке нашего художника, этот многогранник - изотерический символ. Все его стороны обиты красным бархатом. И когда зрители занимают свои места, гаснет свет, у них возникает ощущение, что над ними… Все по Канту - звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас.

ИСТОРИЯ ДОСТОЙНА ВОСХИЩЕНИЯ

Никто из народных артистов ни разу не воспользовался никакими гаджетами, камерами, чтобы запечатлеть виды Калининграда. Интересно было наблюдать за тем, как калининградцы ведут себя, видя известные лица. Вот пример. Группа «Маяковки» уже вышла из автобуса и внимательно слушает рассказ о Рыбной деревне. В это время мимо проходит пожилая красивая пара. Дама узнает Игоря Костолевского, останавливается, что-то шепчет на ухо своему спутнику. Тот всматривается в лица, расплывается в улыбке - и он увидел Костолевского! Его избранница делает два шага вперед, складывает руки на груди и долго-долго с восхищением, обожанием смотрит на любимого артиста. Думаю, что Костолевский не видел поклонницы. А калининградка не посмела приблизиться к нему. Минуту посмотрела на актера, поклонилась ему, вернулась к мужу, и пара продолжила свою прогулку.

Светлану Немоляеву очень впечатлила Рыбная деревня.

Именитым актерам показали копию чаши Канта в Кафедральном соборе.

Именитым актерам показали копию чаши Канта в Кафедральном соборе.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

— Когда мы последний раз приезжали в Калининград, не было еще тут Рыбной деревни. Какие молодцы! Какое красивое место! - не скрывала эмоций Светлана Владимировна. - А когда я нахожусь рядом с Кафедральным собором, вспоминаю, как в 1958 году участвовала в съемках фильма «Евгений Онегин», я там Ольгу Ларину играла. Съемки проходили в Павловском дворце, под Питером. Он таким был разрушенным в то время. Зато сейчас! Очень люблю те места. Вот ведь Санкт-Петербург пережил такую страшную трагедию во время войны - блокаду. Какую страшную историю пережил ваш город. Но эти страницы истории лишь еще больше наполняют меня желанием восхищаться этими городами, этой историей, восхищаться людьми, которые восстанавливают мир, берегут историю.

А ВОТ И «ОБЕД У КАНТА»!

В Кафедральном соборе профессор БФУ имени Канта Ирина Кузнецова рассказала о том, как восстанавливался собор, как устанавливали два органа в этом зале. Гостей из столицы очень впечатлило выступление калининградского органиста Артема Хачатурова, после которого Игорь Костолевский специально подошел к музыканту, поблагодарил его и пожал руку. А сам Артем поспешил взять автограф у Светланы Немоляевой. Она, к слову, охотно общалась, фотографировалась с горожанами.

Кто был в музее Канта, знает, что на самом верху есть огромная картина - обед у Канта. Вся труппа «Маяковки» долго рассматривала эту работу.

— Себя узнаешь? - кто-то обратился к Анатолию Лобоцкому, сыгравшему в «Канте» слугу философа.

— Да, конечно. Особенно меня впечатляют синие гетры. Нужно будет предложить костюмерам подумать над этим…

Чаще всего Ирину Кузнецову спрашивали - сохранился ли дом Канта? Профессор честно отвечала - нет, сегодня там проходят трамвайные пути. И намеренно добавляла, что пути эти проложили еще немцы.

КАНТ ПРИЕХАЛ ДОМОЙ

Драматург Марюс Ивашкявичюс, который также присутствовал в Калининграде и участвовал в экскурсии, признался, что показ спектакля «Кант» в этом городе - большое событие.

— «Кант» приехал домой. Я так называю это событие, - признался Марюс. - Пару раз я был в этом городе. Еще ребенком. Я точно помню, что Кафедральный собор, в котором мы сейчас находимся, был разрушен. Здесь все очень изменилось. Очень приятные впечатления.

Марюс, многие калининградцы очень желали попасть на спектакль «Кант». Но билетов на него не достать. Знаю, что многие бросились на поиски пьесы. А в интернете ее нет. Вы принципиально ее не публикуете?

— К ней нет интереса…

Как же нет? Специально посмотрела афишу «Маяковки». Там весь сентябрь дают «Канта». Кто для москвичей Кант? Философ. А для калининградцев - гораздо больше.

— Хорошо, я признаюсь, это ход такой (смеется)…

Чтобы шли на спектакль?

— Да (смеется)

— То есть вы думаете, если калининградцы прочитают пьесу, они не пойдут в театр?

— Кто-то может, и не пойдет…

— Марюс, вы - филолог. Изучали ли вы специально философию, чтобы подойти к пьесе о Канте?

— Да, я специально готовился, прошел курс философии.

— Какими источниками пользовались? Ведь литературы о Канте не так-то и много.

— Чтобы понять каким он был человеком, а чем больше я о нем узнаю, тем больше он видится мне симпатичным, пользовался двумя книгами. Одну из них мне привезли из Америки.

В Калининграде вы можете купить книгу о последних годах жизни философа, написал ее слуга Канта. Она также многое рассказывает о личности мыслителя. Но это не тот Кант, которого вы представляете в спектакле.

— Поясните…

— У вас Кант, насколько понимаю, - ученый в классическом представлении. В этой же книге - умирающий Кант. И с чудачествами, и со странностями. Но и не тот сумасшедший Кант, про которого поставил спектакль польский режиссер Кристиан Люпа. У него же Кант выехал-таки из Кенигсберга и путешествует по Атлантическому океану, ветер в парике …

— Да, «Кант» - это история, в которой есть биография Канта, это история про то, как мы, современные люди, понимаем Канта, это история про человека, который залез в наш мозг и все там перестроил.

Книгу нашли, драматург поспешил купить ее.

А Светлана Немоляева, услышав наш диалог с Марюсом, проходя мимо, добавила:

— Наш «Кант» - очень приземленная история, в нем совершенно нет пафоса.