Премия Рунета-2020
Калининград
+8°
Boom metrics
Общество22 октября 2014 10:13

Как вписать Россию во всемирную историю

Работа над единым стандартом преподавания истории идет полным ходом, и по-прежнему вызывает острую дискуссию
Сегодня в некоторых учебниках можно прочитать о том, что Ледовое побоище было вполне рядовой средневековой битвой. И значение победы князя Александра якобы сильно преувеличено.

Сегодня в некоторых учебниках можно прочитать о том, что Ледовое побоище было вполне рядовой средневековой битвой. И значение победы князя Александра якобы сильно преувеличено.

Фото: А. Ликонен

В прошлом году президент России Владимир Путин поставил перед учеными и педагогами непростую задачу – создать единый учебник по истории Отечества. Шум поднялся страшный! Одни ликовали, мол, наконец-то! Уже давно настало время трактовать историю страны, придерживаясь единых рамок. Другие перекрикивали, мол, создание такого учебника – попытка переписать историю под задачи действующей власти. Есть еще и третье мнение, и его, как правило, высказывают родители школьников. Расчетливые мамы и папы уверены, что покупка нового учебника в комплекте с рабочими тетрадями обойдутся в кругленькую сумму.

Но время идет, работа над единым учебником продолжается, по-прежнему вызывая немало споров. На днях в Калининградском областном институте развития образования прошла встреча педагогов региона с Александром Даниловым. Александр Анатольевич – автор учебника истории, по которому сегодня учат детей в калининградских школах. Кроме того, он – один из разработчиков нового единого учебника, а также – профессор.

Не в связи с единомыслием

По словам Данилова, идея создания единого учебника возникла не в связи с единомыслием! Эту фразу гость особенно подчеркнул.

- Потребность в едином фундаменте есть, - считает ученый. – И когда мы проанализировали, какое количество часов отдано в школе на изучение истории Отечества, какое огромное количество учебников используется в России, ужаснулись. И было принято решение навести порядок. Мы готовим рамку, единую для всех школ. А учебника, как одной книги, быть, безусловно, не может. Сегодня пять издательств работает над проектом. В десятых числах января 2015 года все эти проекты будут предоставлены на экспертизу в Академию наук, Академию образования, на общественную экспертизу. После этого проекты с заключениями подаются в Российское историческое общество. И уже по результатам многоступенчатой экспертизы будут приниматься решение.

По словам Александра Данилова, главное то, что новые учебники обязательно должны внедряться одновременно, на всех образовательных ступенях. Но как будет на самом деле – покажет время.

Про Крым и Новороссию

Основную часть лекции Данилов отвел анализу того, что положительного привнесено разработчиками в единый курс по истории. Вот некоторые из них:

- История России – это история власти, а не народа.

- Добавлена идея, что Россия – это многонациональная страна, нужно знать историю народов своей страны.

- Школьный курс по истории должен строиться на основе общепринятой понятийной базы. Всем историческим явлениям, событиям решено дать популярную трактовку, понятную школьнику.

- Добавлено в курс также установка, что история России – люди. Будет дан перечень личностей, которые определили историческое развитие страны.

- Добавлен раздел «История повседневной жизни». Например, для того, чтобы можно было сопоставить уровень доходов населения в 19 и 20 веках.

- В учебнике будет дан перечень событий, которые обязан знать каждый школьник.

Александр Данилов.

Александр Данилов.

Фото: из архива «КП»

- Очень важное новшество! Показать в какой системе координат развивалась Россия – вписать историю России в мировую историю.

- Добавлен также раздел об истории Крыма, Новороссии и восточных областей России.

Про страну как про семью

Разработчики единого стандарта преподавания истории считают, что учебник не должен содержать отрицательных страниц истории Отечества. История страны – как история семьи. Мы оцениваем прошлое своей семьи не по историям болезни дедушек и бабушек, а по семейным альбомам, по традициям, по приятным воспоминаниям. Народ - это одна большая семья.

При этом школьник должен не только хорошо знать страницы отечественной истории, но и отчетливо представлять себе место и роль России в мире. Нужно суметь убедить наших детей в том, что они живут в стране, с которой связано их будущее, чтобы они работали на благо этой страны точно так же, как это делали их предки.

Основываясь на позитивном опыте и своеобразии родной истории, старшеклассникам нужно показать некую общепринятую, если угодно - государственную точку зрения на развитие страны. Это необходимо для того, чтобы они осознавали себя гражданами. В старшей школе, сохраняя в основе ту же положительную линию, нужно представить аргументированные точки зрения, которые существуют на историю России. Тогда старшеклассник, принимая их во внимание, сможет сформировать свою собственную точку зрения.

НАШ ОПРОС

Как вам лекция?

«Комсомолка» поинтересовалась у калининградских педагогов – как они относятся к введению единых рамок преподавания истории?

Владимир Ежиков, директор школы поселка Знаменск Гвардейского района:

- С большим интересом слушал Данилова. И могу сказать, что какими бы рамками не была измерена история России, личность учителя еще никто не отменял! Да, я согласен, на учителе истории сегодня лежит колоссальная ответственность. А идея создать единую канву – хорошая идея, она должна стать опорой и для учителя, и для ученика.

Константин Осетинский, учитель истории, школа №56, Калининград:

- Сейчас вместе с ребятами работаем над проектом, в рамках которого сравниваем учебник истории 1975 года и тот учебник, по которому сейчас «идем». Совершенно разные тексты, совершенно разные трактовки. Пример? Сегодня о войне 1941-1945 годов мы говорим, что есть три версии. Первая – ее развязала Германия, вторая – ее «авторы» Германия и СССР, третья – события имеют англо-американские «корни». Думаю, вы сами понимаете, какая трактовка была в учебнике 1975 года… Сравнивая, анализируя, я прихожу к выводу, что учебник истории, как и история вообще, всегда и субъективен, и политизирован. Это я к тому, что сегодня очень часто можно услышать обвинения в адрес разработчиков нового учебника, дескать, переписывают историю под определенные задачи. И мне кажется, зря полагают, что очень сильное влияние на написание учебника оказывает Русская православная церковь. Я думаю, что это невозможно. Хотя в последнее время такая информация то и дело появляется.

Сергей Головачев, учитель истории школы № 25, Калининград:

- По поводу разных мнений относительно разработки единых рамок… Знаете, мнение есть мнение. Учителя, особенно истории привыкли работать с фактами. Будет факт – появится учебник, тогда будем смотреть. Тот факт, что в истории нашей страны РПЦ играла весомую роль вплоть до революции 1917 года не вызывает сомнений. Об этом нельзя молчать. Но эта роль не единственная, а одна из многих, которые оказывали влияние на ход истории. На мой взгляд, единый учебник – это тот, который принят большинством педагогов. Мне кажется, и тут много коллег солидарны с этой точкой зрения, что дело принципиально не в учебнике. Дело в том, что на уроке скажет учитель, в его авторитете, умении донести материал, его взглядах на историю, его оценке. Кроме того, в оценке событий и личностей с точки зрения родителей. Так что как только он появится и окажется в руках, можно будет говорить более конкретно. От проекта до учебника может быть пропасть изменений, а, может, и не измениться ничего. «История не терпит сослагательного наклонения». Есть такое выражение. И пока для меня вопросов больше, чем ответов.