Премия Рунета-2020
Калининград
+12°
Boom metrics
Общество17 сентября 2009 22:00

Академик Николай МАЛОФЕЕВ: «Теперь дети получают квалифицированную помощь»

Директор Института коррекционной педагогики оценил изменения, которые произошли в системе коррекционного образования Калининградской области.
Источник:kp.ru

Во время трехдневного визита директор Института коррекционной педагогики академик Николай Малофеев вместе с коллегами посетили специализированные образовательные учреждения нашей области. Особое внимание ученый уделил Центру реабилитации и психологической коррекции, который был создан год назад на базе интерната для слабослышащих детей на улице Тургенева в Калининграде.

- Здание значительно обновлено, но гораздо больше порадовало, что дети с проблемами слуха получают здесь квалифицированную помощь, они заговорили, - признался Малофеев.

Под занавес визита «Комсомолка» попросила Николая Николаевича ответить на несколько вопросов.

Внимания стало больше

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в специальном образовании в нашей области?

- Мне нравится то внимание, которое уделяется проблеме со стороны руководства области, со стороны департамента образования, со стороны школьной администрации, педагогов. Организована хорошая диагностическая служба и выявление детей с ограниченными возможностями, созданы центры, которые могут заняться повышением квалификации педагогов, работающих как в специальной системе, так и в общеобразовательной. Налаживается дошкольная помощь и, что самое главное - ранняя помощь этим детям. Ведь очень важно, чтобы помощь оказывалась максимально рано, буквально на первых месяцах жизни. Я считаю, что сегодня Калининградская область, особенно последние 5 лет, практически лидирует в этом направлении, уступая разве что Москве и Питеру.

- А как, на ваш взгляд, в России идет процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные школы и детские сады?

- Этот процесс идет достаточно активно во всем мире. В последние 3-4 года он набирает силы и в России. На это ориентировано сегодня и российское законодательство.

- Результаты уже видны?

- Плюсы очевидны: каждый ребенок имеет право учиться максимально близко к дому, учиться вместе со своими сверстниками, вне зависимости от цвета кожи, происхождения, расы, религии, которую исповедует семья, социального статуса семьи и своего физического и психического статуса. То есть все, что касается равенства, говорит о том, что интеграция это идеал. Во-вторых, интеграция хороша тем, что она позволяет детям набираться социального опыта. Теперь о минусах. К сожалению, есть такая святая вера, что любой ребенок-инвалид способен посещать дошкольные учреждения или школьные образовательные учреждения наравне со всеми. Это неправда. Есть разные виды патологии, есть разные проблемы и есть дети, которые, к сожалению, в общем потоке никогда не смогут оказаться. Их можно туда переместить, но получить необходимую помощь они никогда не смогут. Очень важно, чтобы все те дети с ограниченными возможностями здоровья, которые способны на интеграцию, были интегрированы. С другой стороны, чтобы этот курс не закрыл путь для тех детей, которые не способны посещать общеобразовательные учреждения, и для детей, которые в принципе не способны усваивать академические знания, но они от этого не перестают быть людьми.

«Самое важное - отношение»

- Что является наиболее значимым звеном в системе специального коррекционного образования?

- Один великий соотечественник сказал - кадры решают все. Специальное образование - это такая хитрая штука, что ни без одного звена она не может существовать. Во-первых, нужны профессионалы, которые бы могли оказывать помощь. Вы понимаете, сколько ни устраивай, ни украшай больниц, какой техникой их ни оснащай, - если нет профессиональных врачей, это не больница, а просто склад хорошего медицинского оборудования. Сегодня в России существует кадровый голод, и здесь ваш край не исключение. Вторая проблема - это отношение окружающих, отношение населения, отношение всех сфер, в которых оказывается ребенок с ограниченными возможностями. Поэтому звено, которое мы назвали «отношение», также важно.

Наконец, есть еще одно важное звено. Как вам ни покажется странным, это родители. Дело в том, что не все родители, имея ребенка с физическими недостатками, проявляют к нему достаточную любовь, достаточную терпимость. Они огорчены тем, что он нездоров, они оскорблены тем, что он нездоров. И вот эта вот родительская нелюбовь, родительская агрессия тоже достаточно опасна, как и слепая любовь, когда за ребенка все делают, а он просто при этом присутствует. Поэтому три основных звена: профессионалы, отношение окружения, родительская любовь.

Новые подходы

- Если говорить в целом о системе образования в Калининградской области, вы можете выделить наиболее заметные изменения?

- Изменения есть, и они позитивные. Та модель, которая была предложена в вашем регионе, достаточно хорошо себя зарекомендовала. Это техническое, библиотечное оснащение учебных заведений, организация хорошего, достойного образования, воспитания для разных категорий детей - от детей групп риска, детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной социальной ситуации, и детей, страдающих наркоманиями, до детей одаренных, до детей спортивного резерва.

- Над какими проблемами сейчас работает возглавляемый вами Институт коррекционной педагогики?

- Первое - это создание федерального стандарта специального образования. К сожалению, в нашей стране до сегодняшнего дня, несмотря на то, что отечественная система насчитывает почти 150 лет, нет закона о специальном образовании и нет стандарта, по которому могли бы учиться разные категории этих детей. Поэтому одна задача - это стандарт. Вторая задача - разработка методического оснащения в помощь педагогам, в помощь родителям по интегрированному обучению. И третье - это новые информационные технологии. Это дистантное обучение как студентов, повышение квалификации педагогов, так и дистантные консультирования детей.

Встречаясь с министром образования Калининградской области Наталией Шерри, мы говорили о том, что попытаемся организовать такое дистантое консультирование в сложных случаях, когда ребенок, родители и специалисты здесь, а наш консультант - в Москве и нужно обменяться впечатлениями, мнениями, дать какое-то заключение. Говорили о возможности дистантной организации повышения квалификации на базе вашего региона.