Премия Рунета-2020
Калининград
+8°
Boom metrics
Победа21 апреля 2010 22:00

Получить «Героя» и остаться в живых

Мы продолжаем рассказ о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Калининграда

Продолжая рассказ о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Калининграда (первый материал читайте в еженедельнике за 15 апреля и на нашем сайте), стоит обратить внимание на возраст этих бойцов. Большинству из них не было и 30-ти. Да что там – многим вообще едва перевалило за 20. Хочется верить, что и современная молодежь способна при случае продемонстрировать подобный героизм. Однако, не загадывая на будущее, обратимся вновь к прошлому.

Лейтенант из «выбитого» поколения

Между солидными по местным меркам городскими магистралями имени украинского гетмана Богдана Хмельницкого и российского генерала от инфантерии Петра Багратиона нашлось место небольшой улочке, названной в честь младшего лейтенанта Федора Ротко.

Год рождения этого ставропольца – 1923-й. Сразу после Победы, если где-нибудь на медкомиссии оказывался такой вот 22-летний ветеран, на него сбегались поглядеть, как на чудо. Война выкосила этот призыв практически подчистую. Федя, едва успевший окончить семь классов средней школы, тоже ушел в армию добровольцем. Однако на фронт попал только на следующий год, по окончании пехотного училища.

Знаете, сколько в среднем жил командир стрелкового взвода, например, в Сталинграде? СЕМЬ ДНЕЙ. Конечно, не на каждом участке огромного фронта была такая мясорубка, как в городе на Волге. Но, не смотря на то, что военные училища выпускали таких вот лейтенантов тысячами, в действующей армии постоянно ощущался дефицит младших офицеров. Тем больше ценились те, кому повезло выжить и при этом достойно драться. Дошедший до Восточной Пруссии Федор Ротко получил два ордена - Отечественной войны II степени и Красного Знамени, и два ранения.

В апреле 45-го гвардейская стрелковая часть, в которой служил комсомолец Ротко, вышла к косе Фрише-Нерунг. Предстояло под огнем форсировать залив, отделяющий косу от Земландского полуострова. Говоря иначе: осуществить едва ли не самую сложную из боевых операций – морской десант на вражескую территорию. И то, что взводу Ротко удалось не только высадиться, но и добраться до траншей немцев, завязав рукопашную, уже было большой удачей. В ночном бою было уничтожено 180 и взято в плен 230 гитлеровцев.

Тут же десантникам поставили не менее трудную задачу - захватить господствующую над местностью высоту. Взяв ее, сам оказавшийся в окружении взвод отрезал пути к отступлению частям вермахта из Пиллау. Под шквальным огнем десантники отражали атаки, не давая сбросить себя в море. В самый разгар боя погиб наводчик станкового пулемета. Занявший его место младший лейтенант вскоре был контужен, но из боя не вышел, уложив целый взвод противника. Высоту держали до подхода наших войск. Все солдаты и сержанты десанта были награждены орденами и медалями, а их командир получил Героя Советского Союза. Федору Ротко хоть и посчастливилось дожить до окончания войны, но умер он совсем еще молодым - в 1951 году.

Гвардеец, парторг, старшина

Десант на Фришскую косу дорого обошелся наступавшей Красной Армии. Среди погибших был и гвардии старшина Степан Дадаев. Перед этим он отличился при штурме Кенигсберга, когда вместе со своим взводом, обязанности командира которого исполнял, захватил один из домов, превращенный в мощный узел обороны. При этом гвардейцы перебили штыками, ножами, прикладами и саперными лопатками весь гарнизон опорного пункта - больше 60 немецких солдат.

Дадаев в числе первых спрыгнул с десантного катера на песок Фрише-Нерунг. Должность парторга роты обязывала. Как бы ни язвили сегодня по данному поводу, но тогда девиз «Коммунисты – вперед!» не был пустым звуком. Во всяком случае, для убежденных членов партии.

Обороняя захваченный плацдарм в ожидании подхода частей прорыва, десантники отбили несколько ожесточеннейших контратак. Лишившимся возможности отойти к Данцигу немцам еще меньше хотелось пятиться к блокированному Пиллау. И бились они с отчаянием обреченных. Как потом рассказали сослуживцы, в середине боя старшина Дадаев был ранен в руку и в ногу. Но продолжал сражаться, пока не получил третье ранение – в грудь. Оно оказалось смертельным.

На штурм идут саперы

Несмотря на то, что сама по себе улица Родителева – одна из самых небольших в городе, действия младшего лейтенанта в ходе штурма Кенигсберга переоценить при всем желании невозможно.

Вместе с еще восемью саперами Александр Родителев был в составе одной из штурмовых групп, на которые были разбиты наступавшие советские войска. После одного из стремительных бросков под сильным обстрелом врага, саперы несколько неожиданно для самих себя оказались перед артиллерийской позицией немцев. После секундного замешательства взводный приказал атаковать. В рукопашной схватке сам офицер успел расправиться с шестью солдатами противника. Группа захватила 25 пленных. Но самое главное – бежавшие артиллеристы бросили целенькими целых 15 тяжелых орудий! Осознав масштабы потери, немцы уже через несколько минут постарались пушки отбить. Потом еще и еще раз. Но все было тщетно, а вскоре подошли и основные силы штурмующих.

На другой день – 8 апреля - саперы под командованием Родителева отличились снова. Сначала им удалось взорвать прикрывавший участок немецкий дзот. Воспользовавшись замешательством в рядах оборонявшихся, «родителевцы» успели очистить от врага сразу шесть городских кварталов, взяв в плен 200 человек.

Александр Михайлович закончил войну с Золотой звездой. Получить «Героя», оставшись живым, удавалось очень нечасто. Конечно, рассказ о том, как Сталин якобы вычеркнул из наградного списка солдата, заткнувшего амбразуру вражеского дота не собственным телом, а скаткой шинели, скорее фронтовой анекдот. Но определенная доля истины в этой специфической военной байке есть.

Продолжение следует.