Премия Рунета-2020
Калининград
+16°
Boom metrics
Общество13 марта 2024 22:00

«Контрабандист» культуры: калининградец спасает в Германии органы и привозит их в область

Евгений Авраменко рассказал «Комсомолке» о своей необычной работе
Многие знают Евгения Авраменко прежде всего как титулярного органиста Кафедрального собора.

Многие знают Евгения Авраменко прежде всего как титулярного органиста Кафедрального собора.

Фото: Предоставлено героем публикации

В конце февраля в Славск доставили трехтонный орган для старинной кирхи Хайнрихсвальде, которую восстанавливают уже несколько лет. Как оказалось, привозить эти удивительные инструменты в наш регион из Европы помогает Евгений Авраменко - титулярный органист Кафедрального собора. Он рассказал «Комсомолке», зачем спасает инструменты в Германии и как это помогает формировать культуру Калининградской области.

«Его могли просто выкинуть»

- Евгений, как вообще возникла идея привозить в Калининград органы из Германии?

- В России порядка 170 органов на всю страну. И если кто-то подумает, что это много, скажу, что у нас половина регионов вообще не имеет ни одного духового органа! В Калининград в Кафедральный собор люди специально приезжают из Магадана и Южно-Сахалинска на органные концерты. Я знаю таких людей лично. За 8 лет работы мы познакомились, общаемся и дружим.

- Показательно. И хотя Калининграду лестно, за страну обидно.

- Если вы спросите немца или француза: «Сколько у вас в стране органов?», они скажут: «Несколько десятков тысяч. Никто их не считает». В швейцарском Сьоне стоит самый старый орган в мире, 1390 года постройки. А самый большой орган в мире – в концертном зале Бордуок в Атлантик-Сити в США. У него больше 33 тысяч труб, семь мануалов (клавиатура для игры руками. – Ред.). У нас в Кафедральном соборе 8525 труб, четыре мануала. Есть к чему стремиться!

В России самому старому органу порядка 150 лет. Этот инструмент работы мастера Фридриха Ладегаста, подарок мецената Василия Хлудова, стоит в Музее Глинки в Москве. Сейчас меценатов почти нет, так что приходится вертеться самому. Органы и все, что с ними связано, я люблю. Когда возник вариант в 2016 году привезти орган в Калининград, я этим делом занялся. Предложили инструмент из города Бохум. Лютеранская церковь там закрылась: прихожан мало, денег на коммуналку нет, молодежь в храм не ходит. Здание продали, а новым хозяевам орган был не нужен. Надо было срочно спасать. Его могли просто выкинуть.

- Это типичная история для Германии?

- Да. Из кирх делают отели, библиотеки, рестораны... Тогда в Калининград мы привезли потрясающий инструмент в отличном состоянии. Ему 120 лет, и он еще лет 500 простоит при должном уходе. Нужно было его быстро разобрать и доставить в Калининград для католического прихода Святого Адальберта на улице Невского. Очень помогла органный мастер Кафедрального собора и прихожанка церкви Святого Адальберта Галина Шашкова. Она с помощником выехала в Германию, за две недели разобрали орган. В церкви орган настраивала польская фирма. Вот было время: можно было спокойно общаться с поляками и ездить в Германию за органами… После торжественного освящения орган получил имя – Адальбертус. Прийти послушать его в той акустике – это просто волшебно. Он стал десятым органом в регионе. Следом за ним попросили подыскать орган для церкви в Знаменске. Тогда обратились к петербургскому мастеру. Он выполнил заказ. На этом органе играют службы, исполняют концерты несколько раз в год.

В прошлом году удалось привезти театральный электронный орган, а это вообще нетипично для нашей страны. Инструменту 30 лет, он в идеальном состоянии. Это нечто среднее между синтезатором и органом. Я его изучал по вечерам с нуля и наконец освоил. Теперь он играет марш Блантера на матчах «Балтики».

- Что за орган теперь находится в Славске?

- Для кирхи мы привезли орган 1969 года, по размерам похожий на тот, что в кирхе Адальберта. Но в Славске все никак не могут возобновить ремонт кирхи после пандемии: то подорожали материалы, то нет рабочих, то проверки. Радует, что за работами следит очень порядочный человек Вячеслав Кенть, историк и создатель краеведческого музея Славска. Вообще, над тем, чтобы привезти орган, работала команда замечательных людей. Немецкий мастер Йорг Насс нашел орган, выкупил у церкви и оформил на себя, потому что сейчас можно завезти в Россию только то, что принадлежит физическому лицу. Лютеранская община Германии помогла привезти и растаможить. Пока он разобран и ждет своего часа. Установка - это перспектива полутора лет.

В кирху в Славске инструмент доставили совсем недавно, но услышать его можно будет только года через полтора.

В кирху в Славске инструмент доставили совсем недавно, но услышать его можно будет только года через полтора.

Фото: Александр КАТЕРУША

- Орган – дорогое удовольствие?

- Мастер купил его за условные 10 евро и подарил нам. Дорогу оплатила лютеранская община. Все органы, которые достаются в последнее время Калининградской области, – подарки. Регион на это не тратит ни копейки. На первый орган для кирхи Адальберта я полгода лично собирал деньги, устраивал краудфандинг... Собрал! Ходил к нашим депутатам, разговаривал – бесполезно. Мне в итоге помогли два человека. Они близки к музыке, но не музыканты. Если бы не они, орган упал бы под бульдозер. В Германии таких исторических инструментов множество. У нас – по пальцам одной руки пересчитать.

- Получается, вы – спаситель и поставщик органов?

- Тогда уж «контрабандистом» меня назовите (улыбается). Мне просто очень интересна эта тема. Если я могу, я буду делать.

Еще и коллекционер

- Зачем вам это? Из любви к музыке или к Калининградской области?

- Все вместе. Я также и коллекционер. В основном собираю монеты, медали, марки с изображением органов. Все, что могу найти, и все, на что денег хватило.

- Получается, органы, которые вы привозите в Калининград, – часть вашей коллекции!

- Нет-нет. Сегодня я здесь, а завтра – может, нет. Никто не знает, что будет через год. А органы здесь останутся. Надеюсь, они будут формировать культуру региона. Одно дело просто зайти в музей или кирху, но совершенно другое, если там будет орган. В Славске в восстановленной кирхе будет концертный зал. В Восточной Пруссии до начала войны было порядка 200 органов. К концу 1940-х годов в той части, которая стала Калининградской областью, не было ни одного.

Орган, который привезли в Славск, стал одиннадцатым в Калининградской области.

Орган, который привезли в Славск, стал одиннадцатым в Калининградской области.

Фото: Администрация Славского городского округа

«Ответ знаю заранее»

- Вы же хотите еще и в Домик Канта в Веселовку привезти орган.

- Да. Это небольшой орган 1970-х годов, у него четыре регистра и всего один мануал. Выглядит как большой шкаф с трубами! И он тоже достался в подарок от органиста из Германии. Там закрывалась церковь, и ему предложили забрать инструмент бесплатно. Орган просто стоял у него дома, пока он не предложил забрать его. Теперь мы стараемся его ко дню рождения Канта привезти в Веселовку.

- А в чем проблема?

- Санкции. Нужна экспертиза, а у него, например, нет шильдика с годом изготовления. Мы лишь предполагаем, что это фирма «Александр Шуке», которая строила органы для Кафедрального собора. Сейчас орган находится в Польше у нашего знакомого, который согласился его временно подержать у себя. Орган для Славска везли через Литву, повезем через Литву и этот. Надеюсь, все получится.

Орган станет двенадцатым в Калининградской области. У нас еще синагога ждет органа, а еще церковь в Советске, два заведения в Черняховске, лютеране хотят в Калининграде поменять орган... Работы много, но выполнить ее сложно, особенно сейчас. Поскольку все делаем сами, ни у кого ничего не просим, да и денег сверху не получаем. Помогают только друзья и коллеги либо священники.

- Власти как-то участвуют в этом?

- Это мне надо, а власти я не спрашивал, потому что заранее знаю ответ. Я столько проектов минкульту предлагал! Причем там даже вопрос не в деньгах был. Говорят: «Да, очень интересно. Но потом, потом, потом…» Ладно, я лучше сам (улыбается). Ищу время и силы, а силы я оставляю в Кафедральном соборе, когда провожу по два-три, а то и четыре концерта в день. И так минимум до конца октября, плюс авторские проекты, фестивали, мероприятия.

- Это сильно выматывает?

- Да. Но для меня это хобби. Я люблю рассказывать, просвещать. Публика у нас – по большей части туристы, зритель часто неподготовленный. Учим постоянно новые произведения, что-то перекомпоновываем, меняем программы. Ну а уж без Токкаты и фуги ре минор Баха не обойтись.

- Есть концерты, которые особенно запоминаются?

- Последние несколько концертов играю, и публика в конце встает. Приятно, конечно. А несколько лет назад после концерта подошла женщина: «Спасибо вам, и я хочу извиниться за своего деда. Я наполовину шотландка, живу там. И мой дед был одним из тех, кто в августе 1944-го бомбил остров Кнайпхоф. У него была мечта приехать в Калининград и попросить прощения. Он не приехал, приехала я». Она протягивает билет и просит что-то на нем написать. Я написал. Она сказала: «Я положу билет на могилу своего деда в знак того, что Собор его прощает». У меня навернулись слезы.